Много потеряли те, кто собирался на фестиваль российской анимации, да так и не дошел. Те, кто не собирались вообще, впрочем, потеряли еще больше.
То, что люди с тонкой душевной организацией называют beginner's luck, выпало на долю таких дилетантов, как наша скромная компания, которая, может, сломав язык, перечислит с десяток японских мультипликаторов, но, к своему стыду и позору, ни одного современного русского. Попали мы на премьеру "Дождь сверху вниз". Свой новый фильм Иван Максимов представил лично. Как водится, режиссер, деланно конфузясь и неловко пошучивая (на публику, на публику...), рассказал, как нам не повезло сидеть на премьере в кинотеатре, ибо на пленке 35 мм шикарная музыка Баха теряет всю свою изящность [до и после следовали пространные технические пояснения, но мы честно громко шуршали фантиками]. "В фильмах Максимова", - говорит программка, - "обитают странные существа: ушастые рыбки, волосатые колобки с длинными носами, птички с цилиндрическими крылышками. Однако в смешных чубриках намного больше человеческого, чем кажется на первый взгляд". Чубрики эти, на самом деле, милейшие до абсурда, трогательные такие.
Максимов, кстати, сел ровно за нами. Но стоило мне разработать алчный план по добыче автографа, как он испарился из зала. Сидевшие рядом с ним люди вели себя малость неадекватно, весело присвистывая на каждом смешном (с их точки зрения, а они оказались людьми весьма впечатлительными) кадре, стуча коленками в мое кресло и запрокидывая кроссовки на голову моей соседке. Милейшие создания, искусственно хихикая в перерывах, пообещали вскорости покинуть зал, на что услышали моё пожелание счастливейшего пути. Оно было настолько доброжелательным, что они решили больше не задерживаться в темном душном зале. Впрочем, я отвлекаюсь.
Итак, Иван Максимов. "Дождь сверху вниз" в сети находиться не захотел, но зато можно посмотреть его более ранние работы.

"Медленное бистро", 2002, 07'41 мин.

"Ветер вдоль берега", 2003, 06'33 мин.

Из особенно запомнившихся стоит выделить, например, "Девочку-дуру" Зои Киреевой. Нарисовано и рассказано душевно, хочется и улыбаться, и сочувствовать.

"Девочка-дура", 2006, 06'51 мин.

В легкий транс вогнали серии из цикла "Колыбельные мира". Неспешная, плавная смена кадров и убаюкивающие голоса... Нам достались армянская, карельская и мексиканская колыбельные, и спать не хотелось только на последней, ибо заворожил голос женщины, исполнявшей саму колыбельную песню. Рисовка, к слову, местами отсылала к таитянским этюдам Гогена. Ознакомиться с проектом можно на их сайте.

Умилила до слез пародия на рыцарские романы, принцесские мечты и склонность идеализировать дух средневековья. Сказка "Черный рыцарь, белый рыцарь" (Екатерина Бражкина) посмеялась надо всем, но опять же по-доброму.

"Черный рыцарь, белый рыцарь", 2006, 04'14 мин.

Эта же студия представила на фестивале работу Григория Малышева "Ряба". Известно, про курочку. Одно хозяйкино "Ря-ба.." чего стоило, хотя, если задуматься, история вышла еще более трагичная, чем оригинал. "Ряба", "Девочка-дура" и "Черный рыцарь, белый рыцарь" составляет кино-альманах "Три мечты". Символично, впрочем.

"Ряба", 2006, 03'24 мин.

Сказка о рыбаке и его душе по мотивам Уайльда, выполненная в земельно-угольных терракотовых красках, напомнила ранние этюда ван Гога. Когда он еще только начинал рисовать, когда люди на его полотнах получались интуитивно, схематично, идейно. Совсем уже чертежно, тушью получилась "Сказка Сары" ученицы Норштейна Светланы Филипповой, а "Соседка Вайсмана" по мотивам (страшно подумать..) Яна Шванкмайера оставила слишком уж много пространства для размышлений.

"Соседка Вайсмана", 2006, 06'44 мин.

Напомнившая западную соцрекламу нарезка мультяшных роликов Right Turn о правилах дорожного движения должна в обязательном порядке показываться на уроках ОБЖ, БЖД и прочей Ж из той же серии.

Right Turn, 2006, 03'40 мин.

Молниеносный "Несгибаемый Чен" белорусского режиссера Михаила Тумеля должен приниматься ежедневно двойной-тройной порцией в качестве лучшего средства для твердости духа. Ободряет и воодушевляет не то слово как. О том же, по сути, рассказывает очередная версия "Крошечки-Хаврошечки", местами психоделичной донельзя. Жизнеутверждающе звучала сказка по мотивам Э. Несбит "Про лысую принцессу", там ведь не только причитали и считали, но еще и пели на все голоса. И, наконец, всем стало совсем радостно за будущее российской анимации, когда запустили серию "Смешариков". Смешарики нынче модный бренд, маркетологи по горячим следам уже составляют кейсы, а лично мне, например, радостно. В кой-то веки мы, похоже, сможем научиться достойно продавать креативные идеи.

Смешарики: основной инстинкт, 2006, 06'29 мин.